МКДОУ детский сад№3 г. Бирюсинска
Консультация для коллег « Круги Луллия»
24 января [ср]
В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Поэтому ФГОС предлагают интеграцию образовательных областей, которая способна сделать развитие способностей и умений детей дошкольного возраста более успешными. Интеграция гармонично объединяет образовательные области в единый образовательный процесс, что гарантирует высокие результаты в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Но проблема речи во всем ее видовом разнообразии все же продолжает оставаться актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи. Со своей стороны педагог должен искать интересные и в то же время несложные способы развития личностных и речевых особенностей ребёнка. Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения непонятна. В своей работе я стремлюсь использовать разнообразные приёмы и методы. Одним из современных и интереснейших методов обучения является древнейшая логическая машина, которую авторы технологии ТРИЗ применили в дошкольном образовании и назвали «Кольцами Луллия». В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказалось, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» - это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду. Данный метод я начала использовать в работе с детьми и нахожу его эффективным. А представляют они собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение. В современном образовательном процессе это круги с картинками, подобранные по изучаемым темам («Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Деревья» и др.). Круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка, перемещая картинки с целью поиска нужного результата, например в следующих Д/ И: «Подбери цвет» (в темах «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Найди нужный хвост», «Чей малыш?» (в теме «Животные», «Соедини части в целое» (в темах «Посуда», «Обувь», «Одежда») и пр. На мой взгляд, именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя мир вокруг. Я считаю, что детям интересно играть в картинки, которые расположены особым образом на кругах. Необычная форма заданий позволяет научить ребенка не только различать признаки предметов, но и развивать цветовосприятие, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи, а также способствует активизации зрительных функций (навыков фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения). А самое главное – они создают для ребенка условия для того, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять, решать, пусть пока сказочные, но проблемы и обрести веру в свой успех. Педагоги детского сада используют круги Луллия в познавательном развитии, как на занятиях (ознакомление с окружающим, развитие речи, математика и др., так и в индивидуальной работе с детьми, представляя их детям как чудесные кольца или загадочные круги. Методические рекомендации при использовании этого метода • Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более 4-х кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8. • Для работы с детьми 4-го года жизни целесообразно брать только 2 круга разного диаметра с 4 секторами на каждом. • В работе с детьми 5-го года жизни используют 2-3 круга по 4-6 сектора на каждом. • Дети 7-го года вполне справляются с заданиями, в которых используются 4 круга с 8 секторами на каждом. • Сами круги желательно изготовить из пластика или толстого картона. На сектора прикрепляются картинки по теме занятия с помощью, например, скотча, чтобы можно было легко поменять их. Технологическая цепочка проведения на примере использования трех кругов : Например, на сектора первого, самого большого круга прикрепляют изображения деревьев (сосна, яблоня и др.); второго - мест их произрастания (сад, лес, болото и т. п.); третьего - плодов или семян (апельсин, яблоко, шишка и др.). Детям предлагается найти соответствия на кругах. Например, по просьбе воспитателя они находят на нижнем круге изображение яблони, затем, поворачивая средний круг, отыскивают изображение сада и располагают его над яблоней, на маленьком круге таким же образом находят яблоко. Объясняют, что получилось. |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.